Одним из любимых форматов времяпрепровождения для советских граждан был юмористический концерт. Но комиков в СССР, выступавших публично, было не так уж много. Нужно было уметь шутить, чтобы в пределах дозволенного высмеивать главные пороки государственного строя – взяточничество, карьеризм, бездействие чиновников.
Неудачный юмор в адрес представителей советской власти мог в одночасье погубить карьеру сатирика. Но на советской сцене сформировалось несколько дуэтов, которые могли в ненавязчивой форме обличать недостатки советской системы и без особого труда смешить публику.
Ефим Березин и Юрий Тимошенко («Тарапунька» и «Штепсель»)
Они познакомились еще в студенческие годы на одном из капустников. Каждый из молодых людей выступал с юмористическим номером. После выступления Юрий предложил Ефиму объединить усилия и выступать на сцене вдвоем. Юмористы во время войны объездили весь Юго-Западный фронт, чтобы поднять боевой дух солдат. После 1945 года были придуманы образы забавного милиционера Тарапуньки (Юрий Тимошенко) и его визави электромонтёра Штепселя (Ефим Березин). Успех дуэта был ошеломительным. Особенный колорит юмористическим номерам добавлял тот факт, что электромонтер говорил на русском, а «блюститель порядка» – на украинском.
«Тарапунька» и «Штепсель» давали не менее 3 концертов в день. На выступлениях Тимошенко и Березина нередко присутствовали высокопоставленные чиновники. Ни одна «Новогодняя ночь» и «Голубой огонек» не обходился без участия «Штепселя» и «Тарапуньки».
Вениамин (Венедикт) Нечаев и Павел Рудаков
Этих куплетистов отснял в своей кинокартине «Москва слезам не верит» (1976 г.) режиссер В. Меньшов. Знакомство Вениамина Нечаева и Павла Рудакова состоялось на Дальнем Востоке. Дуэт сформировался в период воинской службы.
После демобилизации будущие куплетисты перебрались в Ленинград и выступали с репризами «на злобу дня», подбирая материал путем анализа газетных публикаций. Их совместное творчество закончилось в 1962 году.
Лев Миров и Марк Новицкий
Пик славы этого юмористического дуэта пришелся на эпоху 60 – 70 гг. Они были ведущими самой популярной передаче на советском телевидении – «Голубой огонек».
Центральной фигурой в дуэте был Лев Миров. Он всегда старался быть оригинальным на сцене, любил кого-нибудь разыграть. Именно Миров придумал программу, когда на сцене два антипода смешат публику. В их шутках не было и намека на пошлость и безвкусицу. Марк Новицкий и Лев Миров в выступлениях использовали принцип контраста. Первый перевоплощался в образ ученика, а второй – играл роль всезнающего наставника. Миров изображал ворчливого интеллигента, который постоянно делал какие-то нравоучения, а Новицкий изображал на лице понимание, чтобы усыпить бдительность надоевшего воспитателя.
Дуэт выступал до 1983 года.
Борис Владимиров и Вадим Тонков
Знакомство студентов Вадима Танкова и Бориса Владимирова состоялось во время учебы в ГИТИСе. Доподлинно неизвестно, кем был придуман дуэт, состоящий из обаятельных старушек. Одни считают, что его придумал сам Александр Ширвиндт, другие настаивают, что Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна – это юмористический продукт Бориса Владимирова.
Дебют дуэта на телевизионном экране состоялся 1 января 1971 года. Тонков (Вероника Маврикиевна) и Владимиров (Авдотья Никитична) просто сыпали искромётными шутками в телепередаче «Терем-Теремок. Сказки для взрослых». В своих выступлениях юмористы также решили играть «на контрасте». Тонков перевоплощался в образ утонченной интеллигентки, а его партнер старался подчеркнуть в своей героине простоватость и местами плохо замаскированную хамоватость. Некоторые эпизоды из выступлений Владимирова и Тонкова не пропускала цензура. В 1979 году на советские экраны вышел художественный фильм «Бабушки надвое сказали» (режиссер Ю. Клебанов и В.Харченко), где центральные роли отводились Авдотье Никитичне и Веронике Маврикиевне. Кинокартина имела невероятный успех у зрителя.
Дуэт Танкова и Владимирова распался в 1982 году.
Александр Ширвиндт и Михаил Державин
Не менее востребованным среди советских зрителей оказался творческий тандем Александра Ширвиндта и Михаила Державина. Они начали совместно выступать еще в театре Сатиры на Малой Бронной.
Ширвиндт филигранно перевоплощался в роль меланхоличного и малоговорящего скептика, который всегда лаконично формулировал собственную мысль. Все его фразы тут же разлетались на цитаты.
Его партнер по сцене (Михаил Державин) играл на сцене несколько суетливого и доверчивого человека. Взаимодействуя друг с другом на публике, они с легкостью пользовались импровизацией, что не могло не вызывать улыбку у зрителя. И Ширвиндт, и Державин неоднократно высказывались, что им всегда комфортно работалось вместе.