Весной 1972 года в США выходит криминальный фильм режиссера Ф. Копполы «Крестный отец», снятый по одноименному произведению малоизвестного писателя Марио Пьюзо. Он и представить не мог, что этот роман станет настоящей сенсацией в кино и литературе.
Марио Пьюзо родился 15 октября 1920 года в многодетной семье итальянских эмигрантов (г. Нью-Йорк). Отца поместили в психиатрическую лечебницу, когда мальчику исполнилось 12 лет. Семья жила бедно, и когда отец Марио поправил здоровье, мать отказалась с ним жить из-за финансовых трудностей.
Юность мальчика прошла в районе «Адская кухня». Марио подрабатывал посыльным на ж/д станции. Параллельно он читал детские книги в библиотеках. В подростковом возрасте увлекся романами Ф.М. Достоевского. Впоследствии Марио скажет, что именитый русский писатель привьет ему веру в искусство. Пьюзо захочет стать великим писателем. Но мать прочила Марио карьеру железнодорожного клерка. Она не верила в талант сына даже когда были опубликованы его первые два произведения.
В годы Второй мировой войны юноша записался добровольцем на фронт. Только спустя лет он вернулся домой с немкой-женой Эрикой. Марио решил получить образование в Колумбийском университете. Получив диплом, автор романа «Крестный отец» некоторое время проработает клерком в государственном учреждении.
Дебют на писательском поприще
В середине 50-х будет опубликован первый роман Пьюзо под названием «Арена мрака». Он посвящен событиям послевоенной Германии. В произведении центральное место отведено романтическим отношениям между американским солдатом и немецкой девушки. Критики положительно отозвались о дебютном романе неизвестного писателя, который получил свой первый гонорар в размере 3500 долларов. Пьюзо увольняется из клерков и трудоустраивается работать внештатным журналистом, чтобы у него появилось больше времени на работу над вторым произведением.
В середине 60-х читатели смогут приобрести второй роман писателя – «Счастливый пилигрим». Отчасти он получился автобиографическим: в нем автор повествует о судьбе матери, которая вынуждена была противостоять жизненным невзгодам и неурядицам в эпоху Великой Депрессии. И этот роман не вызвал особых нареканий у литературных критиков. Сам писатель назовет свое автобиографическое произведение «маленькой классикой».
Несмотря на отсутствие замечаний со стороны литературоведов, оба романа высоким спросом на рынке не пользовались. Пьюзо лично пришел в издательство, которое опубликовало книги «Арена мрака» и «Счастливый пилигрим», и попросил денег, чтобы начать работу над очередным произведением. Но руководство учреждения ему в вежливой форме отказало.
Марио Пьюзо не собирался так просто сдаваться. Он назанимал денег у родственников, знакомых и ростовщиков.
Неудачное начало работы над шедевральным роман
Насобирав 20000 долларов, Марио Пьюзо приступил к написанию «Крестного отца». Он попытался продемонстрировать наброски нескольким издательствам, но нигде не оценили писательский талант мужчины. Чтобы хоть как-то поддерживать материальное положение, Пьюзо устаивается работать в один из низкопробных журналов, для которого пишет приключенческие рассказы под вымышленными именами. Еженедельно он писал рецензии для печатного издания «Нью-Йорк Таймс». О работе над чем-то масштабным он и не думал. Наброски «Крестного отца» пока продолжения не имели.
Судьбоносная встреча
Однажды Марио Пьюзо встретился с давнишним приятелем из литературных кругов. Он сразу же оценил писательский талант друга, восхитившись его романом «Счастливый Пилигрим». Пьюзо показал собеседнику наброски «Крестного отца» и тот изумился от их содержания, так сильно они ему понравились. Приятель сводит Марио с известным издателем, который выделяет писателю солидную сумму в качестве аванса. Но, получив деньги, Пьюзо начинает сомневаться в успехе нового романа. Он не хотел писать о гангстерах, мечтая о масштабном произведении с претензией на великую классику. Но из финансовых соображений был вынужден продолжить работу над «Крестным отцом».
Слава и признание
Написав роман, он станет критически относиться к его содержанию, Марио не нравился стиль изложения, фабула и описания некоторых героев. Но писатель проделал огромную исследовательскую работу: анализировал газетные статьи о мафиозных кланах, вспоминал рассказы, случайно услышанные в детстве во время игр в районе Адская кухня. Он никогда не встречался с представителями криминального мира, а черпал вдохновения с образа собственной матери, которая очень сурово наказывала его в детстве за проделки.
Через 2 года книга станет бестселлером. Автор не сразу узнал об этом. По возвращении из путешествия по Европы Пьюзо встретился с агентом, который рассказал ему, что издательство продало права на публикацию книги про «Крестного отца» за 410 000 долларов.
Марио Пьюзо скончался от сердечной недостаточности 2 июня 1999 года в своем доме (Лонг-Айленд, США).