Три любви Евгении Ханаевой: ей пришлось отречься от сына, чтобы ощутить вкус новой любви и славы

Евгения Ханаева
Подписывайтесь на канал, спасибо за ваш лайк !

В 70-х годах актрису Евгению Ханаеву ставили в пример всем советским педагогам. Именно тогда на экраны вышел фильм «Эксперимент», а несколько позже и «Розыгрыш», где она так чувственно, с присущей ей ноткой строгости, но справедливости, сыграла учителей. Но многие, кроме похвал в её адрес, провожали Ханаеву и скверными мыслями, мол, откуда ей, дочери богатых родителей знать о трудностях и жизни рядовых педагогов, ведь для неё это всего лишь очередная роль, а не постоянные серые будни. Только никто и подумать не мог, что её личная история более трагична.

Евгения Ханаева

Через гнев отца к актёрству

Будущая Народная артистка СССР Евгения Ханаева появилась на свет в далёком 1921 году.

С пелёнок жила в творческой среде и уже в подростковом возрасте общалась с ведущими композиторами, художниками и знаменитыми артистами театральной сцены того времени.

Такая жизнь дочери Никанда Ханаева, ведущего солиста Большого театра, любимого тенора Сталина и знаковой фигурой советской элиты, казалась удивительной для её сверстников

Статусности семье добавлял и тот факт, что её дед был настоящим богородским мещанином и высокопоставленным чиновником, поэтому вполне оправдано к ней относились даже в школе, как к представительнице «золотой молодёжи».

Евгения Ханаева с родителями
Евгения Ханаева с родителями

С юношеских лет активная и мечтательная девочка мечтала стать актрисой.

О всех тонкостях этой увлекательной и многогранной профессии, она знала практически всё и даже больше.

На её глазах проходили репетиции масштабных концертов и спектаклей в Большом театре, где дни напролёт пропадал её отец. А потому для себя она твёрдо решила, что хочет быть частью этого мира. Но строгий отец не воспринял эту затею дочери всерьёз, считая, что ей нужна более солидная профессия.

Так, после окончания школы, в 1938 году Евгения поступает на юридический факультет МГУ, поскольку не хотела вызвать отцовский гнев, но в душе девушка никак не могла смириться с этим, ведь её амбиции рвались в сторону сцены. И через год, в 1939 году Евгения тайно подаёт документы в Щепкинское училище и проходит, однако после открытия школы МХАТ переходит туда. Ей пришлось уйти из МГУ и рассказать правду родителям. Честная по-характеру Евгения не хотела больше обманывать родителей.

Евгения Ханаева в детстве
Евгения Ханаева в детстве и молодости

Признаваясь отцу с матерью в смене места обучения она не ощущала страха, скорее наоборот – её переполняла радость, чего нельзя сказать про родителей. Никанд Ханаев рвал и метал, в его голове не укладывалось, как любимая дочь могла ослушаться. А вот мама Евгении поддержала дочь. Она повлияла на мужа, справедливо отмечая, что девочка уже не маленькая и имеет право выбора.

Театральная карьера

Первые шаги в театре Евгения Ханаева начнёт сразу по окончании МХАТа с небольших театральных ролей, таких как Баба-Яга, Лиса Алиса. Статус дочери самого Никанда Ханаева вызывал у режиссеров сомнения на счет её актерского таланта, её не воспринимали как самостоятельную творческую единицу. Поэтому на первых порах она играла преимущественно в спектаклях для детей. В 1949 году ей предложили ключевые роли в постановке «Мещанин», затем в работе «Плоды просвещения». Евгения Ханаева доказала, что она не зря выбрала профессию и отец может ей гордиться. После триумфа постановок в театре, предложения должны были бы посыпаться на Евгению, как из рога изобилия, но, к сожалению она опять довольствовалась второстепенными и эпизодическими ролями.

Всему виной была её внешность. Ещё педагоги убедили Ханаеву, что с её невыразительной внешностью нечего делать в кино, а в театре ждать главных ролей. Евгения не сдавалась и её звездный час пробил когда МХАТ возглавил Олег Ефремов. Именно он рассмотрел за “непривлекательной” внешностью, харизму и обаяние актрисы. С легкой руки Ефремова карьера Евгении Никандовны пошла в гору. Она стала чаще появляться на сцене МХАТа, например в “Иванове” в роли Зинаиды Лебедевой или Анны Романовны в “Старом Новом годе”.

Три любви Евгении Ханаевой

Первой любовью юной Женечки был сокурсник, спортсмен и просто красавец Константин Градополов. Любовь была взаимной и долгой. Они учились на одном курсе и сблизились как представители “золотой молодёжи”. Сокурсники их не долюбливали и считали приспособленцами выезжающими на именах знаменитых родителей. У Константина папа был знаменитый актер, педагог, боксер и тернер по боксу Константин Градополов. Молодые решили пожениться, но заносчивый Никанд посчитал, что будущий зать не пара ЕГО дочери.

Константин Градополов посвятил свою жизнь театру и всю жизнь продолжал любить Евгению.

На новогоднем капустнике в МХАТе Евгения познакомилась с Анатолием Успенским, сыном главного бухгалтера театра. Анатолий был младше её на 4 года,  не принадлежал к творческой среде и не увлекался театром. Молодому человеку было 24 года, он окончил МГИМО и случайно пришел на встречу нового года в театр. Доброжелатели и даже собственный сын считают, что именно Ханаева была инициатором их отношений. Как более опытная женщина, она “окрутила” подходящего молодого человека. Теперь их свадьбе никто не смог помешать – Евгения ждала ребенка. Родители молодоженов были не довольны выбором детей, но ожидание внука смирило их с неподходящими невесткой и зятем.

Анатолий и Владимир Успенский
Анатолий Успенский с сыном Владимиром и Владимир Успенский

Это был период, когда в театральной жизни Ханаевой был полный штиль. И как умная женщина Евгения решила посвятить себя семье – родить ребенка  и ждать изменений в своей актерской судьбе. 5 июня 1953 года Евгения Ханаева родила сына Владимира. Казалось бы, что наконец-то Евгения обрела счастье – небольшие, но все-таки роли в театре и крепкая, любящая семья. Отдельная квартира, которую подарили на свадьбу родители Ханаевой, разменяв свою шикарную квартиру на две по-меньше. Владимир рос с дедушками-бабушками и отцом. Мать всё время на репетициях, а сын в школе и кружках – он занимался спортом, изучал серьезно немецкий язык.

Спокойствие, гармония, которые воспринимались Евгенией как штиль. Но всем известно, что не страшна буря, страшен штиль.

Ветер перемен принёс Евгении Ханаевой новую любовь, а её семье неприятности. В труппу МХАТа пригласили нового актера из драматического театра Вильнюса 47-летнего Льва Иванова. Это был красивый, импозантный мужчина и Евгения влюбилась. Иванов был женат, но не счастливо. Его жена страдала психическим заболеванием и была прикована к постели. Лев Васильевич ответил на чувства, но семью не бросил. Для Евгении Ханаевой любовь и искусство всегда были важнее семьи.

Что может быть слаще поздней, взаимной любви? Евгения потеряла голову, долго скрывала от семьи своё новое увлечение, пропадала на “репетициях и профсоюзных собраниях”, благо, что муж и сын не увлекались театром и знать ничего не знали. Но мир не без “добрых” людей. Пронюхали и просветили. Не стеснялись звонить 12-летнему ребенку и рассказывать о том, что мама с другим дядей. Евгения не выдержала и ушла из дома. Оставила мужа и сына. И больше не звонила, не приходила.

Возможно это была так называемая расплата за новую любовь, но очень уж удобная.  Евгению Ханаеву вполне устраивало, поскольку тогда ей руководили новая любовь, но никак не материнский инстинкт. Бывший муж никогда не настраивал сына против матери, поэтому, когда Евгения Никандовна решила наладить с ним отношения, Владимир пошел на сближение с матерью.

От Льва Иванова Евгения Никандовна не требовала развода, а не настаивала, а просто любила и была счастлива дышать с ним одним воздухом.

Лев Иванов и Евгения Ханаева
Лев Иванов и Евгения Ханаева

Не многочисленные, но незабываемые роли в кино

Расцвет Евгении, как актрисы кино, пришёлся на период с 1970-1972 годы, когда она сыграла в фильмах «Эксперимент», «День за днём», «Монолог», «Странные взрослые», а вот глобальный успех и любовь зрителей пришли к актрисе после сыгранной роли педагога в картине Владимира Меньшова «Розыгрыш». Эта работа сделала её популярной и признанной критиками актрисой, принесла ей премию за лучшую женскую роль. Ещё очень долго Евгения Никандовна получала письмо от родителей, которые просили её совета в отношениях с детьми.

После такого успеха Ханаева снималась в лентах «Старый Новый год», «По семейным обстоятельствам», «Блондинка за углом» и в оскароносном фильме Меньшова «Москва слезам не верит». Не зря Евгения Никандовна считала его своим кинематографическим “крестным папой”.

Евгения Ханаева в фильмах
“Поздняя любовь” (1983), “Блондинка за углом” (1984), “Институт бабушек” (1984), “Загадочный наследник” (1987), “Тихие троечники” (1980), “Розыгрыш” (1976), “По семейным обстоятельствам” (1977), “…И другие официальные лица” (1976)

Канула в вечность, но с лёгкой душой

Однажды после съемок Евгения Никандовна попала в аварию, в ходе которой произошло смещение позвонков, и начались бесконечные боли. Врачи не могли ничем помочь актрисе, а она продолжала выходить на сцену и репетировать. Вскоре стала развиваться опухоль мозга, и Ханаева практически слегла. Она подумывала совершить суицид от невыносимой боли в спине и голове, но вместо этого позвонила впервые за десятки лет сыну. Актриса понимала, что скоро умрёт и хотела вымолить прощение за то, что бросила его. И он простил, чтобы после неудачной операции на позвоночнике в 1987 году, отпустить её в вечность.

Евгению Ханаеву не трудно осудить, ведь оставить сына ради нового мужчины и карьеры – это необъяснимый поступок. Но прежде всего нужно попытаться понять. Её можно любить или ненавидеть, но однозначно нельзя отнестись к её персоне равнодушно, поскольку свой след в отечественном кинематографе и театре она оставила.

Оставьте комментарий